Урок 6. Как удержать образ героя?

Сталкивались когда-нибудь с такой проблемой: герой в первой главе описывается вроде с одним характером и отношением к вопросу, во второй с другим, в третьей с третьим? Автор вроде вжился и пишет хорошо, но герой у него, как солнечный зайчик, мечется. Меняется без всяких причин.

В чём проблема?

В том, что на период написания книги вам нужно как-то укрепить для себя созданный образ. Так, чтоб, садясь за написание отрывка (в выдранные пятнадцать минут в своём плотном графике), вы как-то быстро погружались в нужный образ, и ваше сиюминутное настроение не меняло этот образ до неузнаваемости.

Что нужно сделать?

Продумайте черты героя
Герой не продуман. Распространённая проблема вспомогательных героев. Их функция в чём-то одном: помочь главному герою или, наоборот, портить ему жизнь, и за рамки этой функции автор не представил себе этого самого героя.
Задумайтесь и выпишите себе в отдельный файл, как ваш герой:

  • Радуется (слова, обороты)
  • Негодует (ругательства, направление негодования)
  • Как он ведёт себя проигрывая?
  • Какой он, когда счастлив, и что именно делает его счастливым?

Приступая к эпизоду с участием этого героя, просматривайте файл и перечитывайте последний эпизод с данным героем.

Поверьте в своего героя
Самая частая причина для скачущего основного персонажа - вы не верите в этот образ. Он для вас не логичен. Такая разрушенная геометрия: умный - но поступает как идиот, лентяй - но построил карьеру упорным трудом, смелый - но струсил, хитрый, но упёрся рогом, не взвешивая преимуществ ситуации.
Проверьте себя как у Станиславского на «верю - не верю». Придумывая этот образ таким, этого героя, вы сами себе верите? Он чем-то не логичен конкретно для вас. Чем? Во всём?
Не очевидные примеры такого неверия:

  • Чужой кинк. Вы взялись писать кинк, который лично вас не возбуждает. Да вы сами себе не верите, что это притягательно! «Ах, какой классный накаченный мужик», при том, что возбуждают вас только мальчики-одуванчики. В вашем тексте сквозит неверие.
  • Другой пол. Вы - девушка, пишете мужской персонаж, но воспринимаете его только со стороны, не пытаясь влезть в его шкуру. «Ах, какой бэтмен!» А реально изнутри его мысли лишь о том, что все вокруг козлы - бросили его, и девка эта всё равно не даст.
  • Не удавшийся выход за шаблоны. Вы пишите такую венговскую стерву, но при этом верите, что ЛЮБАЯ женщина должна стоять с половником у плиты и с аханьем делать всё, что говорит мужчина.

Что делать?
Найти такие моменты и убрать. Не насилуйте себя!
Ну, или как-то объяснить для себя логику - убедить себя! У качка может быть разрез глаз, от которого вы тащитесь, и за эти глаза вы лично простите ему любые параметры. А Венговка она не «любая женщина» - она исключение.

Полюбите своего героя
Когда вы пишете ПОВ, изнутри, от первого лица, вам необходимо принять героя так, как он сам себя принимает. А любой человек изнутри себя любит/уважает/оправдывает свои поступки. Если вы взялись писать героя, образ которого для вас противен - у вас проблемы.
К примеру: мне очень сложно даются глупцы и нерешительные, особенно женщины. Написать глупую женщину, оплакивающую свои проблемы, ищущую оправдания, а не решения своих проблем, ждущую помощи и чуда - для меня большая проблема.

Как это решить?
На самом деле вам ведь не нужно не видеть в герое недостатки, вам нужно видеть достоинства, которые перевешивают эти недостатки. Как выглядит принятие самого себя изнутри?
«Я маньяк, зато честный».
«Я дура, зато няша».
«Я трусиха, зато умная».
Найдите для себя это «зато».

Например:
Дура, излишне эмоциональная, не видящая дальше своего носа, зато добрая, потенциально талантливая и очень удачливая. Боги ведут меня за руку!

В самых сложных случаях лично я использую сексуальную притягательность. Любовь, знаете ли, зла, можно такого козла полюбить, что никому мало не покажется. Вот и рисую с одной стороны отвратительного для себя козла, с другой стороны козла сексуально притягательного - хоть какое-то оправдание.

Заякорите в себе этот образ
Эта самая, казалось бы, сложная причина. С вашими образами всё хорошо, но вы пишете от трёх и более героев сразу, мелкими эпизодами, урывками между кучей дел и постоянно меняя ракурс: описываете одно и то же то одним героем, то другим. Два героя, особенно разного пола, тут даются легко, но вот три и далее…

Что делать?
В этом случае вам нужны якоря на каждого героя. Некоторые предметы, места, запахи, музыка, переключающие вас именно на этого героя. Подумайте, что в вашем случае возможно применять. Если можно всё - применяйте всё! И так в идеале:

  1. Погрузитесь в образ своего героя (если у вас уже написаны - несколько эпизодов с ним, перечитайте, просмотрите файл с основными реакциями). Почувствуйте этого героя изнутри (натяните его шкуру - рассмотрите в статике место и ситуацию, с которой вам нужно начать эпизод, изнутри, как бы очнувшись в нём).
  2. Подберите подходящие настроению якоря.
    • Визуальные: предмет или элемент одежды для себя, который вы могли бы поставить перед собой или надеть на себя, когда будете писать конкретно этого героя. Что-то, что ассоциируется с этим героем. Игрушку, которую можно поставить перед собой. Шляпу, которую можно надеть(вообще, замечательный метод трёх шляп).
    • Аудиальные: музыку, которую можно включить во время или перед, очень подходящую этому герою.
    • Кинестетические: позу, что-нибудь особенное на ощупь - пушистое одеяло, в которое вы будете заворачиваться, металлическою цепочку, которую будете наматывать на левую руку.
  • Мне самой пришлось прибегать к якорям, когда писала Вольную птицу. Все три героя кое-чем похожи и в то же время сильно отличаются друг от друга, в первую очередь мировосприятием. Кусочки там маленькие и постоянно перескакивают с одного героя на другого. Пишу я обычно в электричке. Поэтому иметь три шляпы, чтоб надевать на себя образ нужного в данный момент героя, или принимать нужную позу просто не имею возможности. Но вот аудиальные якоря мне вполне доступны. Я подобрала по 5 -7 песен, ассоциирующихся у меня с данным героем, и перед тем как приступить к куску, включала наугад что-то из папки данного героя на плеере.

Домашнее задание учащимся:

Составьте файл с основными реакциями героя. Проверьте его на логичность. Выпишите достоинства, которые вы в нём уважаете и любите. Подберите якоря.

Для тех, кто развлекается:

Будем искать достоинства в козлах ))). Опишите самого отвратительнейшего для вас героя, а потом придумайте ему оригинальные, но весомые для вас «ЗАТО».
(В комменты или ссылкой на пост в своём блоге (на яньке например) - зарисовка описание героя - козла со всеми «зато».

Дополнительно для авторов на сайте:

Поделитесь вашими методами удержания/якорения образа героя.

Автор: Ольга Талан



На плюшки музам и на хостинг сайту:
(указывайте свой емайл!)


Яндекс.Деньгами
Банковской картой

Не будь жабой! Покорми музу автора комментарием!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы вставить цитату с этой страницы,
выделите её и нажмите на эту строку.

*

Музу автора уже покормили 8 человек:

  1. Этот урок получился для меня самым нужным, именно то, что я искала. Спасибо. Еще у меня был вопрос: как быть, когда пишешь от третьего лица? Чаще всего каждая глава все же ориентирована на какого-то персонажа, но имеет ли смысл вставлять мысли других героев по ходу диалога, например. Можно ли описывать действия с точки зрения нескольких персонажей в одно время, избегая смешения?
    Возвращаться к прошедшему действию в следующей главе от другого персонажа не всегда получается уместно.

    Оцени комментарий: Thumb up 0

    • От третьего лица это от лица наблюдателя — автора. Соответственно и мысли при этом идут именно через призму наблюдателя. Нельзя написать сначала что это чёрное, а потом белое. Тут скорее мысли которые внимательный взгляд может считать с героев, без погружения в его шкуру.
      Этот тип написания очень хорош, когда историю нужно не прочувствовать, а пронаблюдать как на экране телевизора.
      Это описание не с точки зрения персонажа, чтоб читатель встал на место персонажа вы должны войти в ПОВ. Это виденье наблюдателя, который рассказывает сначала об одном герое потом о другом.
      Возвращение к прошедшему действию вполне допустимо, автор может перескакивать по времени и по персонажам если оно нужно.

      Оцени комментарий: Thumb up 0

      • хмм, спасибо, мысль понятна, но иногда автор пишет настолько близко к персонажам, что создается впечатление будто это ПОВ, и точно также из ПОВа к описанию автора. Стало интересно насколько близко возможно подойти к персонажам, при этом не выходя за рамки стиля.

        Оцени комментарий: Thumb up 0

        • Ну тут самый главный вопрос чего вы добиваетесь. Куда вы хотите поместить читателя? Какую информацию, чувства, переживания дать?
          Если вам нужно периодически влезать в голову героя — переходите периодически в ПОВ. Если вам нужно именно смотреть со стороны — будьте проницательным наблюдателем, но именно со своей колокольни.

          Оцени комментарий: Thumb up 0

  2. Хорошая тема, и статья очень полезная.
    Но, боюсь, мой метод вряд ли подойдет хоть кому-то. Дело в том, что я прекрасно знаю «как надо» и постоянно делаю «неправильно». Как видите, все взято в кавычки и не случайно!
    На мой взгляд, «костыли» нужны начинающему автору, как воздух. Внешность героя, описание его характера и иное, что может сделать его узнаваемым, а не шизофреническим проявлением больного мозга с расчетверением личности).
    Для того, чтобы этого не происходило, я за основу героев, что главных, что второстепенных, всегда беру образы реально существующих людей, которые меня окружают в обычной жизни. Просто добавляю им яркости и контрастности. Прежде чем взять такую «живую основу», некоторое время внимательно наблюдаю за человеком, запоминаю его жесты, реакцию на раздражители, укладываю в своей памяти «живую фотографию».
    Следует заметить, что часто герой меняется к концу или к середине ориджа. Это бывает, если описываются глобальные события, способные «перетряхнуть» внутренний мир героя, сменить его точку зрения на то, что раньше воспринималось им, как аксиома.
    Это нормально, бороться с такими изменениями и оставлять героя статичным не нужно. Будет грубейшей ошибкой, если он останется таким же, как был.
    Надеюсь, что и мой способ может быть для кого-то полезным.

    Оцени комментарий: Thumb up +1

  3. Спасибо за очень важный, полезный и нужный урок.

    Оцени комментарий: Thumb up 0