Урок 3. Как погрузить читателя в свой мир?

Вам нравятся книги, которые затягивают? Когда начинаешь читать и кажется, с головой погружаешься в происходящее: чувствуешь то, что чувствует герой, пугаешься вместе с ним, возбуждаешься, испытываешь гнев, азарт? Хотите писать так?

Сегодня мы будем учиться погружать читателя. Начнём с простого.
«Ушастый вышел на улицу. Такси не было. Пришлось идти пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Тетка в ларьке тоже не обрадовала, сказала: «Пива нет».»
Ощущаете ли вы героя, читая эти строки? Погружаетесь в происходящее? Или скользите по поверхности, оставаясь попой на своём читательском стуле?
Если вы смогли погрузиться в этот текст, то у вас чертовски богатое воображение. Все остальные просто читали его как сводку с полей. Это состояние читателя к ситуации называется «диссоциированное», отдельное. Ситуация отдельно – читатель отдельно. Читатель на своём стуле, одним ухом слушает происходящее вокруг и просто фиксирует, что какому- то там ушастому не продали пива.
Такое состояние хорошо, когда нужно заставить читателя проанализировать происходящее, посмотреть на него со стороны. Ну, или этот персонаж нам вообще не важен и его чувства не важны, и что с ним тут происходит, является лишь причиной для следующих важных событий.

Противоположное состояние читателя – погружённое, называется «ассоциированное». Читатель внутри происходящего. Вместо девочки, склонившейся над мышиным домиком, он вдруг стал мышкой в этом самом домике. Вместо безопасного подглядывания, грязная койка и полный экшен ))

Что меняется в таком состоянии? В чём отличие восприятия ситуации девочки и мышки? Ощущения. Влезая в шкуру мышки, мы включаем все пять чувств. Вижу – Слышу – Осязаю – Нюхаю – Ощущаю вкус. (Умное название - субмодальности, или абревиатура ВАК – визуально, аудиально, кинестетически) О, ещё важное чувство - «Попой чую».
Картинка становится вокруг нас, она приобретает детали, она более нам не безразлична. Невозможно оставаться к чему-то безразличным, когда это происходит с тобой и прямо сейчас.

Как передать это в тексте? Прилагательными, причастиями, эмоционально окрашенными глаголами, упоминанием деталей.
Попробуем применить всё это на ушастого:
+ визуальное (цвет, размер, форма, мелкие детали, которые можно разглядеть)
«Ушастый вышел на грязную улицу. Такси на стоянке не наблюдалось. Пришлось идти пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке поморщилась: «Пива нет».»
+ аудиальное (звук, громкость, тональность, ритмичность, то, что можно услышать)
«Ушастый вышел на грязную, молчаливую улицу. На стоянке переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать по чавкающей грязи пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»
+ кинестетика (Осязание, ощущения тела и движения: гладкий, шершавый, мягкий, тёплый, влажный, душный. Все чувства нашего тела: боль, голод, холод. Напряжение, движение.)
«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке презрительно поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»
Видео-аудио-кинестетика, вообще, основные наши системы восприятия, но если ещё посолить… в смысле, добавить запах и вкус, если описание позволяет, то картинка станет ещё реальней.
+ запах и вкус.
«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке презрительно поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»
Вам удаётся читать это диссациированно? Или непроизвольно поджимаете ваши пальцы не в мокрых кедах и пытаетесь зарыться в плед, чтоб укрыться от холодного дождика?
На самом деле это не всё. Следующий приём - это приблизить картинку. Сунуть её под нос. Что это означает для читателя? Увидеть мелкие детали. Когда мы близко, мы видим мелкие детали.
+ мелкие детали, которые можно увидеть или почувствовать только находясь очень близко.
«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, один из них рыча тыкал второго в грудь грязным пальцем с обкусанными ногтями, что-то доказывая. Свободного такси не светило. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке, презрительно дыхнув перегаром, гаркнула: «Пива нет».»
Теперь наша картинка стерео. 5D! Наш читатель уже не на стуле, он на нашей улице. Как сделать ассоциацию глубже? Засунуть его в голову героя. Добавить сюда ещё и поток мыслей героя, «внутренний диалог».
Будьте внимательны, внутренний диалог без 5D ассоциации не будет внутренним. Он будет как чей- то подслушанный бубнёж себе под нос. Не в своей голове, а где -то отдельно от неё. В нашей самой первой версии текста были фразы «Чёрт! Вот не везёт!» они задумывались как мысли героя. Но воспринимались как бубнёж под нос. Тем более что фразы эти очень шаблонные, общие.
+ внутренний диалог.
Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. Прочь отсюда! Чтоб я ещё хоть раз… Да пошёл он! На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, один из них рыча тыкал второго в грудь грязным пальцем с обкусанными ногтями, что-то доказывая. Свободного такси не светило. Ну и ладно! Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь. Чёрт! Вот не везёт! И тут же одёрнул сам себя - слабак! Лохматая рыжая тётка в ларьке, презрительно дыхнув перегаром, гаркнула: «Пива нет». Он проводил её взглядом, вытер с лица мелкие дождевые капли…

На самом деле, я знаю несколько классных авторов, которые делают всё это, вообще ничего не зная о субмодальностях. Они умеют другое – залезть в шкуру героя. В шкуру мышки. Ощутить себя на месте своего персонажа, в его обстоятельствах, им. А в таком состоянии у вас всё вылезет на бумагу само, а плюс к нему ещё куча мелочей, которых демиургу сверху не видно))

Домашнее задание учащимся:

Выберите ниже кусок текста и протащите его по всем пунктам. Результат, пожалуйста, в комменты.
1. «Раб стоял на коленях. Вошла госпожа. Она была зла».
2. «Девушка села за столик. Рядом подсел мужчина. Она гневно посмотрела на него. Что это он себе позволяет?»
3. «В порту его никто не встречал. Денег на такси хватило еле-еле. Зато свободен».
Для тех, кто не прочь при выполнении задания повеселиться – придайте своему кусочку неожиданный оттенок )))))) Пусть после вашей обработки в нём появится то, что могло подразумеваться и в начальном куске, но первым в голову точно не приходило ))

Ольга Талан



Не будь жабой! Покорми музу автора комментарием!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы вставить цитату с этой страницы,
выделите её и нажмите на эту строку.

*

Музу автора уже покормили 63 человека:

  1. Девушка села за столик. Вечер не клеился. Подруги танцевали снова и снова с разными партнёрами, им было весело, они улыбались и просто притягивали к себе мужчин. Она сидела одна погружённая в какие-то свои невесёлые мысли, тонкие пальцы непроизвольно теребили мягкую салфетку и катали из кусочков серые шарики. Настроение было на нуле. «Погано выгляжу, — тоскливо подумала она, — надо улыбнуться, развеселиться, поднять голову, но я ничего не могу с собой поделать. И уходить нет смысла — дома будет ещё хуже»
    Рядом подсел мужчина. Она гневно посмотрела на него: «Что это он себе позволяет?» Её всегда бесила мужская уверенность переходящая в наглость. А в таком состоянии как сейчас она даже сопротивляться не может и не хочет. Может он сам догадается и оставит её одну? Она мельком посмотрела на подсевшего. Парень оказался её ровесник, на нём так же как ина ней были джинсы и кожаная куртка. Более ничего интересного. Ничто в нём её не заинтересовало — ни фигура, ни одежда или манеры. «Не мой тип»,- мелькнула мысль. Мужчина был невысокий, коренастый, с широкими плечами и невыразительным лицом. Она перестала на него смотреть и отвернулась.
    — Я знаю что тебе нужно, — вдруг произнёс парень взглянув её в глаза
    — И что же? — она удивлённо посмотрела на него
    — Пойдём я покажу
    Он встал и взял её за руку. Она послушно поднялась со своего стула и последовала за ним.

    0

    • Попробуйте ещё раз. Ваше задание не написать подробнее а добавить именно вижу, слышу, осязаю, нюхаю, ощущаю на вкус. плюс мелкие детали.
      У вас есть внутренний диалог и мелкие детали, но это вторично. Сначала нужно поместить читателя в тело этой девушки. Вижу-слышу-осязаю.

      0

  2. рискую получить золотую лопату, но:

    Крийст стоял на коленях и пытался найти положение в котором анфаллос в его заднице будет доставлять ему наименьший дискомфорт, а размерчик у анфаллоса был немаленький. Было очень досадно. Попался как малек: вчера госпожа в разговоре с подругой упомянула, что по утрам полезно пить сок, а он, дурак, утром притащил кофе, как и последние пять лет. Надо было сообразить, что правила поменялись. Спина, по которой хозяйка прошлась плетью, горела, задница тоже, а веревки не давали вздохнуть полной грудью. «Так мне и надо» — с досадой думал Крийс, «Как можно быть таким невнимательным!» Скорее бы пришла госпожа, скорее бы ощутить ее руки, развязывающие узлы, неторопливо ,один за другим. Увидеть бы в ее глазах прощение, чтобы и самому поверить что он не безнадежен, что госпожа не ошиблась, когда выбрала его.
    В комнате слегка пахло пылью, мерно гудела система вентиляции, этот звук убаюкивал. Крийст закрыл глаза, все равно разглядывать мрачные, багрово красные стены комнаты наказаний и стойки с инструментами у него не было никакого желания. Сейчас ему оставалось только ждать.
    Из забытья его вывел резкий рывок и сильная тряска. Еще до того как на двери замигал экран, оповещающий об открытии шлюза, Крийст понял, что произошло. Его госпожа дождалась того «совсем незащищенного корабля с хорошим грузом», и теперь команда идет на абордаж. Зачем они улетели с их тихой и прекрасной Венги? Крийст отчаянно боялся каждый раз, и молился Матери Всего Сущего чтобы все остались живы и целы.
    Время тянулось томительно, кажется уже прошло много часов, а госпожи все не было. Голова уже сильно кружилась от переживаний и недостатка кислорода, ног он уже давно не чувствовал, его раньше не оставляли связанным так надолго. Может бой затянулся? Крийст похолодел от мысли, что кого-то могут ранить, взять в плен, а то и убить! «Только бы не госпожу, только бы не госпожу, прошу тебя, Матерь Всего Сущего!»
    Мысли одна страшнее другой теснились в его голове: А вдруг там все убиты, и он один остался в живых на двух кораблях? Тогда его ждет медленная смерть.
    Или инопланетники победили, и он достанется им? Матерь Сущего, только не это!
    Постепенно Крийст впал в забытье, из которого его вывел звук открывшейся двери. Он едва не вскинулся с радостным криком «Госпожа!» и пусть накажут за излишнее проявление эмоций, но в дверном проеме никого не было.
    Его прошиб холодный пот, во рту пересохло.
    Стараясь не выдать себя неосторожным движением. Крийс сделал вид, что находится без сознания, но голову наклонил так, чтобы видеть дверь. Через некоторое время в дверной проем заглянул…он не мог сказать точно кто, мужчина или женщина, но вошедший целился из какого-то оружия и был…совсем черный! Какой страшный инопланетник, Крийс не знал, что такие бывают.
    Сзади появилась инопланетная госпожа и издала какой-то возмущенный звук. «Похоже увидев меня они разозлились, спаси меня Матерь Сущего!» взмолился Крийс. Самые худшие его мысли оказались правдой.
    Страшный инопланетник ответил что-то инопланетной госпоже, Крийс разобрал только «стреляй по двоим». Когда он подошел ближе Крийс понял что это тоже госпожа. Что же о нем думают, если женщина предлагает застрелить ее вместе с ним? От ужаса он едва дышал, и когда эта черная инопланетная госпожа вытащила нож, взмолился Матери, чтобы все кончилось быстро. Рядом с ним оказалось самое ужасное лицо, какое он видел в своей жизни: черное, с огромными губами, искаженное гневом и отвращением. Крийс понял что притворятся бесполезно, и он так прогневал Матерь Всего Сущего, что не заслужил даже легкой смерти.

    1

  3. Вот и моя «проба пера»)) Как и предупреждала, мало писать я не умею)
    Я открыла дверь в кафе и осмотрелась. В столь ранний час здесь почти никого не было, лишь две девушки тихо разговаривали за дальним столиком. Их пальцы рук то переплетались, то поглаживали друг друга, то рисовали узоры на доверчиво раскрытой ладони. Чашечки с кофе и блюдечко с круассанами так и не смогли соблазнить влюбленную парочку ни своим видом, ни ароматом, и сиротливо стояли рядом на самом крае стола. Я прошла к окну, здесь был мой любимый столик — специальное стекло позволяло любоваться небольшим фонтанчиком в виде пирамиды в центре площади, на которой и располагалось кафе, оставаясь невидимой для потока людей на улице. Подошедший официант, мужчина лет сорока в белой рубашке и черных брюках, принял заказ — трявяной чай, печенье и фисташки. Через пять минут я грела немного озябшие руки о бока чашечки, вдыхая пряный, горьковато-сладкий аромат. Только в этом кафе заваривали действительно натуральный чай из трав, по всем правилам, поэтому он был вкусный и полезный. Сделав первый глоток, прикрыла глаза от удовольствия — терпкий, чуть сладковатый вкус чабреца и бергамота навевал воспоминания о каникулах в деревне — жаркое солнце, небольшая речка с прозрачной водой и луга с высокой травой, в которой так легко спрятаться от бдительных бабушек. Счастливое и беззаботное детство. Звук резко отодвигаемого стула, словно ногтем по стеклу. Я вздрогнула, с сожалением возвращаясь в реальность и недовольно хмурясь. Кто это смеет мешать мне наслаждаться утренним чаепитием? Кому жить надоело?
    Голубые глаза, длинные пушистые ресницы, вызвавшие немного завистливый вздох. Всегда мечтала о таких опахалах. Немного длинноватый нос с горбинкой, родинка над верхней губой, гладковыбритые щеки, а вот на подбородке — примерно трехдневная щетина. В кончиках пальцев сразу закололо, словно я уже сжала этот подбородок, приподнимая голову. Широкие плечи и грудь обтянуты синей футболкой-поло так, что виден рельеф мышц, хорошо накаченных. Две из трех пуговиц расстегнуты, демонстрируя маленький кулон — дракона на серебряной цепочке. Мужчина довольно улыбнулся на мой оценивающий взгляд и подмигнул. Самец. Презрительно фыркнув, я отвернулась и поднесла к губам чашку. Чай успел остыть, да и мое настроение наглое вторжение значительно подпортило, так что глоток прежде вкуснейшей жидкости показался почти помоями. И тут я заметила, что этот наглец потянулся к святому- вазочке с фисташками. Вот этого я уже стерпеть не могла. Я довольно миролюбивая и готова кое-что простить невоспитанным представителям мужской половины человечества, даже таким мерзким предателям, как этот, но не покушение на мои любимые орехи. Поэтому со всей силы припечатала его ладонь к столу: «Не тронь!»
    -Да ладно тебе,- охнув, мужчина попытался вернуть конечность «на родину».- Все еще злишься из-за Андрея? Ну, хочешь, я его тебе упакую в подарочную обертку и верну?
    -Вот еще, оставь себе,- прошипела в лицо мужчине, которого раньше считала другом.- Я объедками не интересуюсь. Увел — пользуйся.

    0

    • Интересно написано. Показывает чувства и краешек истории

      0

    • Написано красиво. Но… на мой взгляд:
      1) девушки в самом начале отвлекают на себя много внимания, и создается впечатление, что речь пойдет о них;
      2) описание мужчины и последующие действия (вплоть до самого диалога) даны так, словно героиня с ним не знакома. И на этом фоне диалог немного диссонирует, так как (лично у меня) возникает ожидание иной, чуть более «кровавой», развязки.
      Хотя, с радостью это признаю, концовка, описанная в диалоге, порадовала и заинтриговала. )))
      Спасибо =)

      0

      • Девушки играют свою роль, показывая отношение героини к таким парам, и внимания им уделено ровно столько, сколько я посчитала нужным)
        Описание мужчины, как чужого, дано специально)
        Рада, что понравилось, спасибо за коммент)

        0

  4. Рождалось по ходу.) ps:Урок — отличный!
    Пьяная ругань, сальные шутки матросов (к которым он уже успел настолько привыкнуть за время плавания, что казалось – все в мире только так и разговаривают), стихли уже два часа как. Но только сейчас он осмелился откинуть тент и быстро осмотреться. Вечер, огни подъемных кранов, таскающих грузы, как кубики Лего, серый асфальт и стальные тела кораблей. В нос шибанул запах грязной воды. И главное — в порту его никто не встречал. Никто из его прошлой жизни! Никто, способный отнять его настоящее. Он ловко пробежал по палубе, спустился на причал и, пытаясь подражать походке моряков, направился к выходу. Триста метров самоконтроля, баланса между «сорваться на бег» и «застыть изваянием», баланса между «я снова один» и «весь мир мой».
    Наконец миновали ворота, он уже направился к стоянке такси, как уловил запах картошки фри. И… ни смог не поддаться. Горячая, обжигающая, в запеченной корочке и мягкая внутри. Посыпанная солью. Он запихивал ее в рот, стараясь брать соломку двумя пальцами, а не всей кистью, жег пальцы и… испытывал величайшее наслаждение.
    Оно того стоило хоть денег на такси хватило еле-еле. Он сел на порядком замызганное заднее сиденье и поехал в цветной сумрак ночного города. Жить ему оставалась не больше семи дней и он ведал это. Зато он был свободен.

    1

  5. А вот и моя проба пера). Ловите, мэтры!
    В распахнутое настежь окно временами неуверенно заглядывал холодный осенний ветер. Он равнодушно трогал невидимой рукой раму, и она сухо ударялась о беленую стену. Комнату уже давно выстудило, и даже горящий у противоположной от смятой постели камин не помогал.
    Раб стоял на коленях уже давно. Его руки, туго стянутые шелковым шнуром, все еще были прикручены к металлической ножке тяжелой кованой кровати. От твердых плиток пола ныли кости, а холод до самого сердца достал обнаженное, слишком худое тело юноши. Его трясло — может от того, что замерз, а может просто от страха. На белой, без толики загара коже спины пролегли алыми змеями несколько кровавых полос от плети. Сегодня он был «плохим мальчиком». Так сказала ОНА. А потом ушла — то ли намеренно, то ли случайно оставив свою игрушку наедине с осенним холодом, сводящим с ума шелестом начавшегося дождя, сухим потрескиванием танцующего пламени и… звенящим навязчивым писком в ушах одиночеством. Истерично взвизгнула дверь, заставив раба вздрогнуть от неожиданности. Он затравленно оглянулся — это вошла госпожа. Ее лицо с идеальными чертами, пропорциями которого она, не скрываясь, гордилась, было похоже на маску. Юноша прикусил губу, но все равно тихо всхлипнул от страха — Она была зла. Он уже три месяца изучал все круги боли и ада, и прекрасно знал, когда и чего следует ожидать от своей мучительницы. Лицо-маска — это было не просто плохо — фатально.

    1

  6. Уроки отличные, а темы уроков как раз отвечают на все, еще даже не родившиеся вопросы. Я решилась написать, хотя опыта не имею никакого. Вот что из этого получилось:
    В порту было безлюдно, только пара-тройка пассажиров коротали время до следующего вылета, читая очередной потрепанный бестселлер десятилетней давности, купленный в киоске за углом или попивая горький кофе за мелкими столиками. Я быстрым шагом пересек зал — никогда не любил запах кофе, к тому же искусственного и определённо дешевого. И где этот чертов выход? Я уже битый час исследовал местный порт! Кажется, я сказал это вслух, потому что какой-то старик дрожащей рукой милостиво указал мне на полуразбитый указатель. Идиот, как я умудрился не заметить табличку?! Совсем расслабился. Возомнил, что сбежав наконец в захолустье, смогу отдохнуть. Рано! Обувь ужасно натерла ноги и после полета, мозоли никак не давали о себе забыть. Зачем-то перекинул сумку на другое плечо, будто это как-то поможет от усталости. В придачу к прилипшему невезению, дверь на выход заклинила и после тщетных попыток борьбы, она не оставила мне другого выхода. Я с размаху налетел на нее плечом. Дверь с жалобным скрипом поддалась и я вывалился на пыльную улицу. Кашель моментально сразил легкие.
    — Эй, парень?! Дверь мне выбить вздумал? Ясно же сказано, что это запасной выход, болван! – гневно рыкнул бородач в форме охранника и стал стремительно приближаться.
    Вот еще этого мне не хватало! Еп твою… да с такими темпами я никогда отсюда не выберусь! Спасительным сигналом загудело такси неподалеку и я, прикрываясь от палящего солнца, кинулся к белой машине. Преследователь не успел и выйти наружу, как такси двинулось с места. Проводив порт взглядом я закрыл глаза. Как же я вымотался от… всего.
    — Куда едем? – низкий голос водителя вернул на землю.
    — Аа… — нет, я же совсем без денег! Где же… где-то были монеты… я же не мог их… Есть! Звон монет в мешочке лучше всякой музыки поднял настроение. Я пересчитал свой нынешний запас, этого хватит доехать до окраины городка, а там и до друга недалеко. Моему облегчению не было предела, если я попаду в полицию, то побег окажется абсолютно тщетным. – Мне на Эвриен парк.
    Усталость от пережитых за последние два дня событий только сейчас, в прохладном и уютном салоне автомобиля, навалилась всей своей тушей. Быстро мелькали деревья за окном, я чувствовал, как погружаюсь в приятную дрему. Да, я смог это сделать. Никто не станет искать меня здесь. Наконец-то…свободен.

    1

    • Вы уверены насчет никакого опыта?))) Тогда Ольге есть чем гордится;) Вот так сразу раз и… готовый автор с зарисовкой =)
      Надеюсь, глядя на вас, еще храбрые неопытные подтянутся. Ничего страшного, зато какая интересная вещь получилась!

      0

    • Очень хорошо.
      Из добавить:
      1. Визуализация и мелкие детали. Вы хорошо полили первую часть текста кинестетикой (движения, ощущения, чувства), звук, запах — тоже замечательно. Но 70% нашего восприятия говорят визуальны — у вас визуализации очень мало. (хотя и есть) Человек настроенный на кинестетику проглотит погружение хорошо, остальные пройдут по поверхности.
      2. Отношение героя. Могу предположить что данный человек, который находится в бегах уже два дня, в постоянном напряжении, в данный момент нервничает и очень не сдержан.
      Например: Дверь с жалобным скрипом — вряд ли он способен жалеть дверь сейчас, скорее испытывать раздражительность из-за возникшего препятствия.
      3. Вторая половина текста по поверхности. Примерно начиная с двери вы перешли на констатацию событий.

      Я пересчитал свой нынешний запас, этого хватит доехать до окраины городка, а там и до друга недалеко.

      Преследователь не успел и выйти наружу, как такси двинулось с места. Проводив порт взглядом я закрыл глаза.

      Это я выделила предложения абсолютно лишённые каких либо субмодальностей и отношения героя. Видимо в этой части вы уже увлеклись другим )))

      0

      • О да, спасибо)) И вправду увлеклась, как от третьего лица повествование получилось в некоторых местах. Теперь вижу! Все таки пока еще не надеваю полностью «кожу» героя, кхм, но это ПОКА.
        Жду с нетерпением следующих занятий)

        0

  7. Вот:
    Раб стоял на коленях на холодном, сыром полу подвала, опустив голову. Тишина и темнота окутывали его, сырость раздражала обоняние. Ему приказали стоять всю ночь, вот он и стоял. Его руки, заведенные за спину, были крепко стянуты тонкой веревкой, впившейся в запястья; а глаза завязаны плотной тканью, не пропускавшей ни частицы света. Скула саднила, впрочем, как и спина и задница, помнившие вчерашнюю щедрую плеть. Во рту до сих пор ощущался привкус… крови его поверженного соперника, а может, его собственной. Это была победа? или все-таки поражение? Наверное, последнее. Потому что он не сдержался и ответил на провокацию. Он знал, что его ждет теперь, и не питал никаких иллюзий в отношении неминуемого исхода. Значит, такова воля Матери Всего Сущего. Жаль… А может, все еще обойдется?.. Но надеяться на это было слишком наивно.
    Легкомысленное и навязчивое желание вздремнуть хоть пять минут, как результат бессонной ночи, туманило мозг, но холодный бетонный пол помогал сохранять ясность ума, время от времени провоцируя зябкое поеживание и передавая в колени холодную боль. Какое-то внутреннее чутье подсказывало, что дом уже проснулся, но не было слышно ни звука. От этого тишина казалась странной и угнетала.
    Вдруг в коридоре послышался размеренный стук женских каблучков, словно кто-то прогуливался. Раб знал и этот неторопливый, но уверенно ступающий шаг, и эти высокие тонкие шпильки красных лаковых туфелек с заостренным металлическим носком. Их невозможно было спутать ни с чем другим. О, сколько приятных моментов и сколько боли они ему подарили. И ради этих моментов он готов был на все. Это его и подвело. Только кому оно теперь интересно?!
    Громкое металлическое бряканье открываемого замка разбило тишину на мелкие звенящие осколки и вырвало раба из плена его мыслей. Дверь отворилась. В комнату вошла госпожа. Сладкий и пьянящий запах духов заполнил помещение и окутал его. Ее туфельки, так памятные ему, приблизились к нему. Захотелось поднять голову, чтоб в последний раз увидеть любимые глаза, и плевать, что будет. И если бы не связанные руки, он непременно бы так и поступил, стянув плотную повязку с глаз. Но его опередили, словно услышав не произнесенное желание. Неведомая сила, будто завладевшая женской рукой, схватила его за челку и резко, до болезненного хруста в шейных позвонках, дернула вверх. В следующую секунду с его глаз сдернули повязку. Их взгляды встретились. Госпожа смотрела на него, сощурившись, сильно сжав губы. Она была зла. А раб вглядывался в ее глаза, пытаясь вновь найти там искру доброты и любви, но вместо этого видел в них только испепелявший жар праведного гнева и злобы, и с каждой секундой надежды раба угасали.

    0

    • Как всегда печально, но очень живо получилось! =)

      0

    • Замечательное погружение.
      Добавить:
      1. Пока у героя завязаны глаза визуализация должна быть нулевой, всё восприятие на звуках и кинестетике.

      Ее туфельки, так памятные ему, приблизились к нему.

      Предполагаю приблизился звук. )
      2. После того как повязку сняли нужны визуальные ощущения и мелкие детали.

      А раб вглядывался в ее глаза, пытаясь вновь найти там искру доброты и любви, но вместо этого видел в них только испепелявший жар праведного гнева и злобы, и с каждой секундой надежды раба угасали.

      По каким деталям он определял это? Он ведь это именно видел. Позвольте читателю тоже увидеть а не поверить вам на слово ))

      Кстати интересный характер персонажа получился ))

      0

      • Громкое металлическое бряканье открываемого замка разбило тишину на мелкие звенящие осколки и вырвало раба из плена его мыслей. Дверь отворилась. В комнату вошла госпожа. Сладкий и пьянящий запах ее духов окутал его, заполнив пространство вокруг. Раздался щелчок выключателя. Затем ее туфельки, так памятные ему, стали приближаться, чеканя шаги. И с каждой секундой их звук казался все отчетливее. Вот еще один громкий шаг совсем рядом с ним — и все стихло, замерло. Она, его госпожа, была рядом. Вдруг сердце его забилось, отзываясь в собственных ушах барабанной дробью. Захотелось поднять голову, чтоб в последний раз увидеть любимые глаза, и плевать, что будет. И если бы не связанные руки, он непременно бы так и поступил, стянув плотную повязку с глаз. Но его опередили, словно услышав не произнесенное желание. Неведомая сила, будто завладевшая женской рукой, схватила его за челку и резко, до болезненного хруста в шейных позвонках, дернула вверх. В следующую секунду с его глаз сдернули повязку. Тут же яркий свет ударил его в глаза, причиняя дискомфорт. Раб моргнул. Затем в этом свете, словно в волшебной дымке, появились черты красивого лица госпожи… его госпожи… Любимой. Их взгляды встретились. Она смотрела на него, сощурившись, сильно сжав губы. Ее необычно серые глаза отдавали холодным металлическим блеском и, одновременно, будто бы всполохами пламени. Все говорило о том, что сейчас она была зла. А раб вглядывался в ее очи, пытаясь вновь найти там искру доброты и любви, но вместо этого видел в них только испепеляющий жар праведного гнева и злобы, и с каждой секундой его надежды угасали.

        0

        • Только «очи» очень царапают… неупотребимое же уже почти слово

          0

          • Ну да, но там повторы «глаз». Даже, если фразы чуть перетасовать, все равно «глаза» в самом конце повторяются:
            «Захотелось поднять голову, чтоб в последний раз увидеть любимое лицо, и плевать, что будет. И если бы не опутанные веревкой руки и не завязанные глаза, он непременно бы так и поступил. Но его опередили, словно услышав не произнесенное желание. С его лица сдернули плотную повязку. В следующую секунду неведомая сила, будто завладевшая женской рукой, схватила его за челку и резко, до болезненного хруста в шейных позвонках, дернула вверх. Яркий свет ударил его в глаза, причиняя дискомфорт. Раб моргнул. Затем в этом свете, словно в волшебной дымке, появились черты красивого лица госпожи… его госпожи… Любимой. Их взгляды встретились. Она смотрела на него, сощурившись, сильно сжав губы. Ее необычно серые глаза отдавали холодным металлическим блеском и, одновременно, будто бы всполохами пламени. Все говорило о том, что сейчас она была зла. А раб вглядывался в ее глаза, пытаясь вновь найти там искру доброты и любви, но вместо этого видел в них только испепелявший жар праведного гнева и злобы, и с каждой секундой его надежды угасали.»

            0

            • Ну, как вариант:
              Яркий свет ударил его в глаза ослепил, причиняя дискомфорт. …. Ее необычно серые глаза отдавали холодным металлическим блеском и, одновременно, будто бы всполохами пламени. Все говорило о том, что сейчас она была зла. А раб вглядывался в ее глаза (лицо?), пытаясь вновь найти там искру доброты и любви, но вместо этого видел в них только его обжигал испепелявший жар праведного гнева и злобы, и с каждой секундой его надежда на прощение угасала.

              0

              • Идею понял, но детали изменил:
                «Яркий свет ослепил, причиняя дискомфорт. … Ее необычно серые глаза отдавали холодным металлическим блеском и, одновременно, будто бы всполохами пламени. Она смотрела на него, сощурившись, сильно сжав губы. Все говорило о том, что сейчас она была зла. Раб вглядывался, пытаясь вновь найти в ее глазах искры доброты и любви, но вместо этого видел в них только испепеляющий жар праведного гнева и злобы, и с каждой секундой надежда на прощение угасала.»
                Спасибо ))

                0

                • Да не за что =)))) я просто пыталась оставить один «глаз» ;) ну два — тоже нормально ;)

                  0

                • Вот так не попроще, не покороче будет? :
                  …………………………………………………..
                  «Он зажмурился, отвыкший от света, и не сразу разглядел выражение её лица. Серые, чуть прищуренные глаза госпожи источали холодный гнев, губы были плотно и зло сжаты. Тщетно пытался он отыскать в её пронзительном безжалостном взгляде хоть каплю прежней благосклонности и снисходительности».
                  …………………………………………………..
                  Одним словом, пощады не жди. Остаётся только стоически, с отрешённым смирением принимать всё, что заслужил. ))

                  0

                  • Красота текстов Искандера именно в его стиле. Сделайте это задание самостоятельно, просто и коротко и да будет вам счастье.

                    0

                    • Да не. Это я так, Ирина. Случайно получилось. Как вы справедливо говорили, всего лишь попробовал «влезть в шкуру». Ну и ещё представил на месте госпожи… не скажу кого. ))

                      0

                    • Не за что, Искандер. Я просто пошутил. Ну или попробовал показать, как можно сжать текст до минимума. Хэмингуэй этим «страдал». Всё хотел уложить весь смысл в один абзац. Можно ещё Микеланджело вспомнить с его — «отсечь всё лишнее»
                      Мне нравится, как вы пишете, Искандер.

                      0

  8. Спасибо. Очень доходчиво и интересно

    0

  9. И еще, по результатам голосования на текущий момент шестеро хотят личного наставника. Где все эти люди?)))

    0

  10. Это моя любимая тема, вернее одна из…
    Все мы по сути или кинестетики, или аудиалы, или визуалы. И многие авторы пишут, исходя лишь из своего видения. Я не спорю, если я только «слышу» и «чувствую», то мне трудно выдавливать из себя визуальную картинку. Но меня читают и визуалы, надо как-то помочь им «увидеть»…
    С другой стороны, иногда автор очень четко «видит» и старается на 2-3-4 абзаца рассказать, какое платье было на героине, какая прическа, как выглядели все вокруг. Это прекрасно, если не увлекаться. Ну или если надо по сюжету… Мне в книгах несколько раз было «ВО КАК НАДО!», пришлось подлизываться к визуалам, чтобы описали с моих слов =)))) Но по сюжету оно надо редко… Это я к тому, что все хорошо в меру. И без визуализации плохо, и когда ее много — тоже перебор. Кинестетик такое пролистает, и, возможно, пропустит что-то важное…
    А еще очень интересный момент — описание внешности героев) Я помню, как вымучивала из себя полстраницы, чтобы «увидеть» всех героев глазами еще одного… Ведь каждый герой увидит других через призму своего характера, своего отношения к ним… И услышит, и почувствует… Кому-то касание руки будет прохладно-приятным, кому-то мерзко-ледяным… И такие нюансы очень оживляют книгу.

    0

    • Вперёд не забегай )) — по описанию героя «образ героя» там отдельный урок есть ))

      0

    • Уважаемые авторы, а можно мне, как читателю, вставить свои рупьсорок?

      0

        • Хм…… Затычку из фонтана Вы вытащили опрометчиво…….))))))
          Ловите пример:
          При прочтении «я рядом», я даже не читала, а полностью осязала и даже обоняла мир в котором живут герои. Чувствовала запах помойки, видела расстановку мебели и цвет обоев. В общем — полное 3 D)))))), но при этом, почему-то совсем размытые портреты главных героев. Фигуры, манера двигаться, одежда в каждом эпизоде — все визуализированно и вполне осязаемо, а лиц не видно …….

          0

          • Хотя прекрасно понимаю, что автор дала описание героев, но…..
            Это к вопросу о личном восприятии)))))))

            0

            • Ну может оно и не так важно?) Лица… ))))
              Я, кстати, очень редко вижу лица героев чужих книг, тоже что-то слегка размытое, нечеткое. А бывает вообще ужас-ужас))) Автор неоднократно подчеркивает, что герой брюнет с черными глазами, а я упорно вижу блондина)))
              По-моему как раз самое главное то, что вы были внутри картинки, чувствовали запах помойки и видели цвет обоев. Кстати, у Ju1ia я тоже «живу» внутри каждой истории, и это при том, что визуализация дается не на два-три абзаца, а штрихами, намеками, добавками к действиям героев. Это очень естественно воспринимается, потому что никто не будет «думать»: «на ней было пышное красное платье с овальным вырезом окантованным толстой черной лентой, волнисто-воздушными рюшками снизу, тройной юбкой…» ну и т.д. )))) И, главное, лично мне, как читательнице, вообще глубоко наплевать, какое именно на героине было платье))) А вот описание того, как герой колдовал на кухне и вокруг него витал тонкий аромат блинчиков сразу сближают меня и героиню))) И мы с ней обе начинаем хотеть и блинчики… и героя)))
              Но, при этом, моя подруга, чистый визуал, на аромат блинчиков не возбуждается, ей вот внешнее описание героя и передника подавай =))) Поэтому автор и должен писать так, чтобы «нажать» на все кнопки, чтобы у читателей сработала хоть одна)

              0

          • Кстати, таки да. У меня такое же ощущение от этого произведения.))) Но я такие вещи «компенсирую» собственными картинками, и реально иногда заменяю героя на своё вИдение. У Марии Сакрытиной есть сногсшибательная вещь «Прости меня», в которой гг — смуглокожий блондин. Так вот, — я его вижу брюнетом и точка. Ибо, как только пытаюсь представить себе блондина, у меня вся «вкусность» героя пропадает напрочь, и «крючочек», на который я, как читательница, попалась, тут же выдёргивается. То же самое происходит и с героями Джулии, — любимый ею тип курносого простоватого светловолосого парня меня не «цепляет» совершенно.))) Ну, не мой тип, что поделаешь? Так вот, я «иллюстрирую» историю портретами собственного производства, и всё замечательно! Мне кажется, это вообще нормально. Вкусы у всех разные, типы внешности — тоже, поэтому я лично, стараюсь описывать героев больше мазками поведения, яркими привычками, манерой держаться.)))))

            0

            • Иех, а мне вот как раз блондины и курносые простоватые светловолосые пареньки нравятся)))))))))) Но лицо при этом все же нечеткое, мазками, ну и ладно! =) Это хорошо, что срабатывает «условно-защитный» рефлекс, когда подсознание просто правит внешность героя под нужные критерии и все. Это «рабочие мелочи» ;) Хотя когда внешность героя очень важна, тут никуда не деться — приходится воспринимать так как есть. И крепится, крепится и еще раз крепится)))))

              0