Хрустальная музыка

"glass harp" (стеклянная арфа) и "glass armonica" (стеклянная гармония)

Первые упоминания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV - в Персии и XV веком в Европе.
Хрустальная арфа - поющее стекло, поющий хрусталь, ангельский орган, призрачная скрипка - известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал "серафим" или "музыкальные стаканчики". Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил "концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой".
А в 1757 году, в Лондон прибыл в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин. Англичане в то время как раз чрезвычайно увлекались игрой на этом... ну, грубо говоря, стаканофоне: ставили на стол до сорока стаканов, наполненных в разной степени водой, и елозили по их краям мокрыми пальцами. Звук этого странного музыкального инструмента чрезвычайно Франклину понравился, но, будучи от природы изобретателем и рационализатором, Бенджамин решил, что стаканы лучше использовать по их прямому назначению, а для таинственного стеклянного звучания надо изобрести что-то специальное.
В итоге, в 1761 году, он создал очень необычный музыкальный инструмент, который назвал glass armonica. Стаканы он заменил стеклянными полусферическими чашками разного диаметра, нанизанными на шест и вращаемыми при помощи педального привода. Нижняя часть полусфер погружалась в продолговатую ванночку с водой, а сверху их можно было трогать пальцами. Мокрые стеклянные чашки издавали волшебные звуки. Тональность звука зависела от диаметра сосуда, которого касался исполнитель, поэтому вполне можно провести аналогию с клавишами пианино, но звук был гораздо чище. Диапазон стеклянной гармоники (3-4 октавы) зависел от количества полушарий (37-46 штук).
Поначалу инструмент завоевал огромный успех и приводил слушателей в восторг. Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.
Музыка "стеклянной гармоники" была столь чистой и чарующей, что ей даже стали приписывать сверхъестественные свойства: считалось, считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка, может вызывать судороги, невменяемость, одержимость, а кто-то даже слышал в ней голоса умерших. Надо заметить, что популярности инструменту это не прибавляло.
Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII - начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.
Ко всему прочему, со временем мода на музыку менялась, а концерты все чаще проводились в огромных концертных залах, где "стеклянную гармонию" практически не слышно, поскольку ее звук почти не поддается усилению. Так, частично из-за этого, частично из-за предрассудков и слухов вокруг инструмента, к началу 19-го века он окончательно вышел из моды и так и не вернул себе популярность.

В начале XX века искусство стеклянной гармоники было полностью утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.
Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в "Демоне", чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и "фантастического" в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере "Руслан и Людмила" - для достижения сказочного колорита.
Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, её стали заменять другими инструментами.
Но в 2003 году режиссер Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на её законное место. За неимением аутентичного инструмента партию гармоники исполнили музыканты Игорь Скляров и Тимофей Винковский - соответственно на стеклянной арфе (glass harp) и веррофоне (verrophone).

Как и четыреста лет назад, сегодня стеклянная арфа - хроматический инструмент с диапазоном звучания 2-3 октавы. Он состоит из 24-36 винных и коньячных бокалов, подобранных или специально изготовленных. Бокалы могут настраиваться стеклодувом, механической обработкой или путем добавления воды. Сегодня можно встретить инструменты и в 60 бокалов, и для игры в четыре руки.
Партию для стеклянной арфы можно найти и в симфониях Моцарта, и в концертах Pink Floyd, и в музыке Бориса Гребенщикова. Существуют целые концерты, написанные для стеклянной арфы и симфонического оркестра. П.И. Чайковский "Танец феи Драже и принца Оршад" из балета "Щелкунчик и мышиный король".
В наши дни всего несколько музыкантов в мире играют на стеклянной арфе, среди них - Александр Лемешев. Александр увлекся музыкой, когда ему было 10 лет. В 16 лет он уже профессионально играл на гитаре и продолжил обучение в музыкальном институте. Музыка стала делом всей его жизни. Будучи студентом, Александр работал бас-гитаристом в рок-группе и в джазовом оркестре. Одновременно он осваивал новые инструменты, одним из которых стала стеклянная арфа. Необычность ее звучания и богатство оттенков покорили молодого артиста, и он, в свою очередь, решил покорить этот сложный инструмент, требующий высокого мастерства.

Александр Лемешев

Музыка на стеклянных бокалах (хрустальная арфа)
Танец феи Драже. Чайковский

А теперь о вдохновляющем меня тогда трио.

Инструменты "Хрустальной гармонии"

Совершенно понятно, что без стеклянных инструментов, не получится хрустальной музыки. Впрочем, до сих пор мы не можем точно сказать, мы нашли эти инструменты или инструменты нашли нас. Они олицетворяют связь времен: хрустальная гармоника - самый старинный из них, веррофон изобрели 10 лет назад, а наша пан-флейта - дитя уже 21 века. В любом случае, наши инструменты - наши любимцы, которых мы холим и лелеем.

Стеклянная (хрустальная) арфа

Этот инструмент больше всего привлекает внимание зрителей, слишком уж знакомы и материальны его составляющие. Он состоит из 36 хрустальных бокалов. Вроде бы все просто: собрал набор и играй, пожалуйста, но только стекольных дел мастер знает, как сделать настоящий поющий бокал.
Наш инструмент - это результат кропотливой работы музыканта и стеклодува из Германии.
Мастер - С. Реккерт (Sascha Reckert).
Диапазон звучания - три октавы.

Стеклянный (хрустальный) орган (веррофон)

Наш стеклянный орган, наша гордость. Монументальный красавец, выполняющий важную функцию аккомпанемента. Он состоит из 26 стеклянных полых труб, которые издают удивительные звуки, особенно написанные гениальными композиторами.
Этот инструмент тоже имеет интернациональные корни, над его созданием работали и сибирские и немецкие мастера.
Мастер - С. Реккерт (Sascha Reckert).
Диапазон звучания - три октавы.

Стеклянная (хрустальная) флейта (пан-флейта)

Басовая пан-флейта - наше последнее изобретение. Желание играть все более сложные произведения и желание создать что-нибудь совсем новое и своё привело нас к этому необычному инструменту.
Низкие басовые звуки добавляют загадочности и, вместе с тем, степенности нашей музыке.
Диапазон звучания - полторы октавы.

Использовала информацию со страниц:

По итогам исследования я решила, что Дэйнишу все же подарили 26 специальных бокалов, изготовленных мастерами-стеклодувами Первого Дома по секретной формуле. Ну и пусть ящичек хитрым вывертом превращается в специальный столик (я об этом не упомянула, но может потом где-нибудь... Ведь не просто же так Дэйниш хотел эту стеклянную арфу. Значит он на ней играть будет, надеюсь).
Ну и в качестве бонуса очень понравившееся мне стихотворение, арфа против гитары :)

Хрустальной арфы нежный звон...

Хрустальной арфы нежный звон, вплетаясь в контур мироздания,
Зовет с собою в мир мечты, манит, туманя подсознание.
И лишь гитары резкий звук, что называют сердца песней,
Способен разогнать дурман и сделать мир наш интересней.

Под эти звуки легче жить, любить других и быть любимым,
Осознавать, что даже боль нам может быть необходимой.
И пусть давно расшатан гриф, дрожит струна, рассохлась дека.
Поверь, что музыка звучит - как знак судьбы и символ века.

Пассаж последний - словно знак - предвестник новых начинаний,
Зов ветра перемен, что вмиг избавит душу от страданий.
А ворох странных слов и нот забытой песней вдруг предстанет.
И в серебристой дали свет звездою путеводной станет.

(с) 2009 Циан

Зажги звезду (уже зажгли 19 человек)
Загрузка...

 


На плюшки музам и на хостинг сайту:
(указывайте свой емайл!)


Яндекс.Деньгами
Банковской картой