Гудкайнд Терри. Меч Истины

Зажги звезду (14 оценок, среднее: 1,00 из 1)
Загрузка...

, , , ,

terrygood

Ссылка на произведение: http://flibusta.net/a/4411
Размер: Макси

Нить женского доминирования проходит через весь цикл, благодаря матери-исповеднице. А уж морт-сид - это вообще БД-фемдом =)
В книге много насилия и много философии. Эротика там условная, низкорейтинговая, но... мое воображение активно включалось, значит энергетика - есть =)

Однако, несмотря на кучу положительных отзывов, прочитать все одиннадцать книг я не смогла. Но, так как оба прототипа, Дэйна и Эйна, очень их хвалили, да и в итернете часто этот цикл вспоминают, как матриархатно-фемдомный... Думаю, следует его упомянуть здесь.

Положительный отзыв:
Цикл Терри Гудкайнда «Меч Истины» — безусловно, явление в мире фэнтези. Этот объемный (11 томов в среднем по семьсот страниц!) эпический цикл имеет по всему миру тысячи, если не миллионы поклонников, и не зря: увлекательный, динамичный сюжет, отличная проработка мира с множеством оригинальных идей и, конечно же, замечательные герои – Ричард Сайфер и Кэлен Амнелл. Образ Ричарда – находка автора: простой деревенский паренек из Вестландии, волей судьбы втянутый сначала в борьбу с жестоким Даркеном Ралом, а затем вынужденный сражаться с легионами Имперского Ордена, он продолжает оставаться человеком, несмотря на многочисленные беды и испытания, которые так и сыпались на него. Ричарду был вручен Меч Истины, древний артефакт, который способен давать своему владельцу, Искателю Истины, огромную силу. Главная опасность для того, кто владеет Мечом – искушение стать рабом своей силы, стать бездушным чудовищем, упивающимся кровью своих жертв. Такая судьба уже постигла многих до Ричарда, в том числе и его предшественника Самюэля, которого мы не раз встречаем на страницах цикла – это существо, лишившись Меча Истины, превратилось в полное ничтожество, не способным даже на нормальное общение (в Самюэле мы, безусловно, видим уже хрестоматийного Горлума). Но Ричард выстоял, став истинным Искателем.

Кэлен – возлюбленная, а позже жена Ричарда. Она Мать-Исповедница, правительница магических Срединных Земель. С самого рождения на ней висит тяжким грузом проклятье – никто не может полюбить Исповедницу, ведь тогда он лишится личности. Все мужья Исповедниц – их безвольные рабы; такими их делает прикосновение Исповедницы…Лишь великий маг, владеющий и магией Приращения, и магией Ущерба – магией Подземного мира – способен полюбить Исповедницу и сохранить самое себя. Но Ричард – именно такой маг, и именно его любовь превратила Кэлен из циничной и глубоко несчастной правительницы огромной страны в женщину, способную ответить на его любовь.

Колоритны и другие герои цикла: Зедд, он же Великий Волшебник Зеддикус З’ул Зорандер, дед Ричарда, большой любитель вкусно поесть; отважный страж границы Чейз; воительница Кара; честолюбивая аббатиса Сестер Света Аннелина; ведьма Шота; наивная сестра Ричарда Дженнсен и прочие.
Сюжет первой книги достаточно традиционен: Срединные земли захвачены армией злого волшебника Даркена Рала из Д’Хары. Чтобы победить Рала, Мать-Исповедница Кэлен отправилась на поиски Великого Волшебника, чтобы тот своей волей назначил нового Искателя Истины, ведь лишь Искатель может сокрушить д’харианского чернокнижника. Поиски привели ее к Зедду, который и назвал нового Искателя Истины – Ричарда. Ричард, Кэлен, Зедд и друг Ричарда Чейз пустились в далекий, полный опасностей путь…Им пришлось пройти через многое: битвы, разлуки и даже пытки – но они все-таки одержали победу, но совсем не той ценой, какую они были готовы заплатить.
Наконец злой маг повержен, Ричард воцарился на престоле Д’Хары, но вскоре грядут новые испытания: на юге активизируется загадочная организация, называющая себя Имперским Орденом. Орден уже владеет огромными территориями, но жаждет поглотить и Д’Хару вместе со Срединными Землями. Император Ордена – сноходец по имени Джегань – обладает странными и зловещими силами. Если победит Орден, то для всего мира настанут Темные Века, когда будут попраны все права и свободы, когда человек станет лишь винтиком в громадном механизме империи, когда мракобесие достигнет своего уродливого апогея. Орден нужно остановить. И начинается долгая, жестокая война. Да еще в придачу в игру вступает хозяин Даркена Рала – Владетель мертвых, великий дух из Подземного мира, антипод Создателя, жаждущий поглотить весь мир.

Цикл нельзя ни в коем случае рассматривать как обычное фэнтези. Это, скорее, новый жанр – социальное фантастика — восходящий к утопиям и антиутопиям 20-го века. Уже с первой книги Терри Гудкайнд рисует перед нами два идеальных государства, две утопии. Первое – это Срединные Земли, конфедеративное государство, где тщательно блюдут права каждой области, где дикарское Племя Тины приравнено в правах с огромными странами вроде Галеи или Кельтона, где власть разделена между Матерью-Исповедницей, Великим Волшебником и Советом Срединных Земель, причем все ветви власти уравнивают друг друга. Это – демократия, не побоюсь этого слова. Другая утопия – это Д’Хара, образец тирании. Там каждый житель лично предан правителю, Магистру, и никогда его не предаст. Это действует магия древних Магистров, связавших монарха Д’Хары с ее народом. Замечательно то, что эта же магия заставляет Магистров всячески заботиться о своем народе, что делает каждого Магистра по-своему идеальным правителем.
Позднее, в последующих книгах («Пятое правило волшебника», «Шестое правило волшебника») Гудкайнд показал нам антиутопии: это и причудливая страна Андерит, представляющая собой пародию на США и их гипертрофированную политкорректность(в Андерите местные белые из чувства вины стали рабами местных негров); это и Имперский Орден, тоталитарное государство, напоминающее нацистскую Германию и Советский Союз сталинских времен.
В каждой книге поднимается определенная философская проблема, касающаяся человека и его выбора, причем автор обязательно предлагает нам свое видение проблемы, завуалированное под очередное «правило волшебника».

Это замечательный цикл, прибавляющий от книги к книге. Прочитайте хотя бы первую книгу – и, уверяю вас, вас затянет в удивительный мир, созданный фантазией автора, затянет настолько, что вы прочитаете все книги цикла от корки до корки.

P.S.: поговаривают, что цикл «Меч Истины» является подражанием циклу Роберта Джордана «Колесо Времени». Да, первые две книги содержат небольшие заимствования из Джордана, но дальше цикл пошел своей дорогой. Эти заимствования в первых книгах – еще не повод клеймить весь цикл. Надеюсь, вы не прислушаетесь к беспочвенным разговорам о плагиате. А если прислушаетесь, надеюсь, это не помешает вам получать удовольствие от чтения.

Отрицательный отзыв:
После прочтения это книги хочется, перефразировав один расхожий анекдот, сказать — «Есть просто книги, дочка, просто книги».
Дак вот — «Первое правило волшебника» — яркий представитель «просто книг». Что-то сильно плохое о ней сказать практически нельзя (ну, об этом позже), но вот и хорошего тоже как-то не находится.
Есть мир, фэнтезийный, стандартный-средневековый, населенный людьми (т.е. люди — это единственные разумные, без всяких орков-гномов-эльфов). Есть Избранный, зе Уан (the One как говорили в одном фильме), бегающий за белым кроликом в виде «срывания козней верховного гада по завоеванию/разрушению мира магическим образом». Есть Подруга избранного, есть наставник Избранного (местный вечно голодный Гендальф) и еще Верный друг (он же Великий Воин — чтоб Подручные Главного Гада в критических для избранного со компанией ситуациях вовремя огребали по шее и не мешали шляться по миру). Даже местный аналог Горлума имеется.
Собственно книга состоит в том, что Главный Герой идет туда, не зная куда, дабы найти Могучий Артефакт, который не должен достаться Главному Гаду, иначе Случиться страшное … Между делом герой получает Разумные Наставления, делает Великие жизненные Открытия, ну и помогает людям и не совсем людям.
Для придания повествованию оригинальности нам иногда показывают «линии» других персонажей. Милые забавы Главного Гада с зарытым по горло в землю мальчиком (нет, его зовут не Саид), приключения Маленькой девочки во дворце страшной и ужасно жестокой Королевы (которая получает по заслугам), ну и еще пара подобных веток.
Все чинно и даже местами интересно, но ничуть не оригинально. Хотя психология действий плохих более-менее проработана, что не может не радовать.
Единственный выбивающийся из общего фона момент — любовь автора к показной и бессмысленной жестокости, ярко проявившаяся во второй части книги. Так, например, нам в течение практически 4 глав занудно описывают страдания Главного Героя во власти девушки, воспитанной в секте садо-мазохистов при Главном Гаде. Я лично не знаю, зачем автору нужно было тратить столько места на унылые и однообразные сцены мучений героя… Сюжетно, конечно, все оправдано — данные экзекуции помогут ГГ немного изменить мировоззрение, дадут кучу экспы и пару уровней, а так же еще один предмет экипировки. А после глобальной победы Главный Герой повелит сдвинутым на насилии девушкам «перековать мечи на орала» (в смысле сменить кожаные костюмы на деревенские платья). Но вот вопрос «зачем это все было?» остается открытым все равно… Не люблю я, когда рядом со мной летают стада психологических аномалий, причем не очень приятного сорта. Да и «не верю»!!!! Ибо герой, пройдя все эти мучения, выпутывается наибанальнешим, рояль-из-кустовким, супер-пупер героичеким способом.
Концовка не плоха, из серии «Я твой отец, Люк» (правда сам «Люк» об этом в книге не узнал), но вполне укладывается в общую канву, хотя и снабжена маааленьким таким роялем (точнее не совсем роялем — в течении все книги ГГ и Подруга мучаются одним Страшным Вопросом в сфере личных отношений, а в финале ГГ распутывает вопрос с такой легкостью, что есть ощущение «нечестной игры»).
В результате имеем вполне интересный квест, с не совсем стандартным Злодеем, но вполне читабельными приключениями. Слушать, едучи в маршрутке или на велосипеде на работу — можно. Перечитывать или запомнить надолго — нет.

Оценки:
1. Мир — где-то на 4 или 4+ по десятибальной тянет, мир стандартного средневекового фэтези, к тому же страдающий проблемой «антиглобализма» — диаметр мира по примерным прикидкам измеряется где-то месяцем конного пути, не больше … Хотя некоторые «фишки», типа гаров — крылатых зверюг а-ля демон, охотящихся с помощью «кровавых мух»-приживал, скрашивают серую картинку. К тому же, в процессе повествования складывается такое ощущение, что за «пределами видимости» мира не существует — что-то живое только там, где сейчас ГГ (ну или герой описываемой побочной ветки). Слишком условно и декоративно. Не верю я в этот полудохлый мир.
2. Читабельность — 6. Читать можно, местами даже интересно, очевидные нелепости прощаются из-за условности всего происходящего. Текст гладкий, без изысков, но и без сильных изъянов. Одно раздражает — автор до безумия любит повторы. Если мысль не повторена в тексте (желательно в рамках 3-4 страниц) раз 5-6 — то это не мысль.
3. Герои — тоже где-то 6. Главный герой и его спутница — не живы и банальны. Но вот Главный Гад и «Гендальф», а так же говорящая драконица, воин-приятель главного героя и еще несколкьо «второстепенных» вполне радуют. Жить можно, но не долго. %)
4. Идеи — хм, поставлю 5. Идеи есть — воспитательно-дидактические. Ну и чуть-чуть попыток отобразить «реальную политику» и «силу власти».
5. Душевность — 1 (пожалуй за дракона), или 0 если уж на то пошло, а в некоторых местах явный минус. Нету тут душевности. Так — то ли графомания неплохой пробы, то ли стандартная коммерческая штамповка (скорее первое — все же для автора это единственный цикл, который он пишет.)

Оба отзыва взяты с сайта — http://fantlab.ru/autor129/responsespage1



Не будь жабой! Покорми музу автора комментарием!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы вставить цитату с этой страницы,
выделите её и нажмите на эту строку.

*