Феномен сабспейса (три ложки в одной бочке)

"Есть много на земле и в небесах такого, что нашей философии не снилось". Например, сабспейс. О нём, по большому счёту, известно только то, что он есть. Причём известно лишь тем, кто его испытывал. Описаний субъективных ощущений - столько же, сколько и людей. Одни говорят об уходе в "иную реальность", галлюцинациях; другие - о частичной или полной амнезии; третьи - о расслабленной умиротворённости, ощущении полного покоя; кто-то отмечает обострение восприятия органов чувств (У меня плохое зрение. Был случай, когда, находясь в сабспейсе, естественно, без очков, я чётко видела черты и выражение лица Хозяина с расстояния, с которого объективно могла видеть только расплывшееся пятно. Хотя, конечно, возможно, свою роль сыграло воображение. - piggy {AZ}); в мазохистском сабспейсе, как правило, говорят об аналгезии, и так далее. Более того, чтобы более точно описать свои ощущения, "очевидцы" подбирают всё новые и новые слова: "слейвспейс", "мазоспейс". Похоже, что у одного и того же человека субъективное восприятие сабспейса с высокой вероятностью будет варьироваться в зависимости от способа воздействия, партнёра, ситуации и иных факторов. Поэтому затруднения возникают уже на уровне определения. Кроме того, что сабспейс - это "особое психофизиологическое состояние кайфа нижнего от Тематических воздействий", - сказать особо нечего.

Для того, чтобы говорить о сабспейсе хотя бы более или менее уверенно, необходимы твёрдые данные. В идеале, конечно, данные биохимических, электроэнцефалографических и т.п. исследований. А для начала - хотя бы данные статистических корреляций (или их отсутствия) между типом личности, способом воздействия и "типами" сабспейса, основанными на описании субъективных переживаний (опять же, если это можно типизировать).
И только тогда можно будет подтвердить или опровергнуть имеющиеся на сей день гипотезы о сабспейсе, либо строить новые. Тем не менее, несколько идей попробовать "прокрутить" можно уже сейчас, при этом полностью отдавая себе отчёт в том, что делается это в порядке досужей спекуляции, и не более того.
Для тех, кому лень читать дальше, кратко излагаем содержание:

  • Наука умеет много гитик.
  • Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке неизвестно.

Чёрная магия и её разоблачение

Транс

Есть основания рассматривать сабспейс как трансовое состояние. Следует отметить, что универсального определения "транса" в психологии нет. Этот термин употребляют:

  • либо как синоним понятия "гипноз";
  • либо как обозначение тех или иных стадий, то есть, степеней глубины гипноза (в отечественной и зарубежной литературе используются разные системы классификации);
  • либо как собирательное наименование психофизиологических состояний, характеризующихся процессами избирательного торможения в коре и подкорковых структурах головного мозга при сохранении очага (очагов) возбуждения, в ряду которых выделяют гипноз (состояние, возникающее под воздействием внушения со стороны гипнотизёра) и медитацию (состояние, вызываемое человеком самостоятельно). Далее по тексту термин "транс" будет употребляться именно в этом смысле, чтобы не исключать из рассмотрения "аутогенные", то есть возникающие при отсутствии сколько-нибудь выраженного (или при отсутствии вообще) воздействия со стороны партнёра, сабспейсы.

Лёгкий транс - знакомое и привычное каждому человеку состояние. Так, в трансе находятся водитель на трассе, глубоко задумавшийся человек, рыбак с удочкой.

Внешними признаками транса считаются:

Для любых трансовых состояний:

  • Снижение мышечного тонуса, расслабление лицевых мышц.
  • Увеличение латентного периода (периода сознательного реагирования); попросту говоря, человек "тормозит", и чем глубже транс, тем дольше этот период задержки.
  • Замедление дыхания, пульса, снижение артериального давления.
  • Изменение сглатывания: на стадиях неглубокого транса оно становится более рельефным, заметным, а затем, наоборот, делается практически незаметным.
  • Изменение тона, тембра голоса, ритма речи. Голос становится тише, ниже (при возрастной регрессии голос, наоборот, может стать детским, писклявым, или начать подражать голосу человека, разговаривающего с этим ребёнком), речь делается медленной, невыразительной. Складывается ощущение, что человеку трудно говорить.
  • Фиксация взгляда и расширение зрачков.
  • Дрожание верхних век.

Для гипнотического транса:

  • Амнезия.
  • Гипермнезия (избыточное воспоминание) и/или ложная гипермнезия (выдумывание воспоминаний).
  • Анестезия и/или аналгезия. При этом на неглубоких стадиях погружения часто наблюдается, наоборот, общее повышение чувствительности либо повышение одних видов чувствительности и понижение других, например, усиление яркости, контрастности, цветности, увеличение звонкости, резкости, чёткости звуков, обострённое восприятие запахов, тактильных сигналов и др. В глубоком трансе эти явления парестезии и гиперстезии проходят. Возможно также добиться аналгезии при сохранении чувствительности к другим раздражителям, на этом феномене и основана практика проведения хирургических операций под гипнозом.
  • Сигналинг (непроизвольные мышечные подёргивания).
  • Каталепсия (застывание той или иной части тела, как правило, руки, в том положении, которое ей придали, в том числе и неудобном, в том числе и надолго).
  • Левитация (самопроизвольный подъём, как правило, рук).
  • Диссоциация (расщепление сознания, "раздвоение личности"). В частности, происходит диссоциация "спящего" сознания и бодрствующего подсознательного.
  • Возрастная регрессия, "возврат в детство". Это одна из типичных форм диссоциации, и от воспоминания регресс отличается ассоциированностью восприятия, то есть человек не припоминает, как он был ребёнком, а действительно чувствует себя этим ребёнком.
  • Искажение ощущения времени.
  • Иллюзии и галлюцинации, как правило, вызванные внушением. Они могут быть позитивными (человек воображает то, чего нет) и негативными (человек не замечает того, что есть).

Собственно, предположение о трансовой природе сабспейса связано с тем, что в субъективных описаниях в той или иной комбинации и в том или ином количестве фигурируют почти все (за исключением, пожалуй, левитации, и под вопросом диссоциация и возрастная регрессия) перечисленные признаки.
Для индукции транса используются прямое внушение и/или воздействие какого-либо монотонного (постоянного или ритмичного) раздражителя на фоне максимально возможного расслабления. Таким раздражителем может быть фиксация взгляда на чём-либо, удары метронома, вспышки света, концентрация на дыхании, на каком-либо представляемом образе. Как побороть искушение продолжить этот ряд примеров ритмичными ударами плети или сосредоточением внимания на верёвке, виток за витком обнимающей тело?
В эриксоновском гипнозе и НЛП широко используются техники, построенные на применении "якорей", то есть, индивидуальных образов, воспоминаний, слов, ассоциаций и т.п., ассоциирующихся у человека с той или иной жизненной ситуацией, действием, переживаниями и т.п. Иными словами, якорь - это персональный символ. Известный феномен всё более и более лёгкого вхождения в транс с каждым последующим сеансом, а порой и вхождения в транс вообще без применения прямых методов индукции можно, в том числе, объяснить именно воздействием якорей.

Раппорт
Отличительной чертой гипнотического транса является раппорт. Человек, находящийся под гипнозом, может не видеть, не слышать, не чувствовать, не осознавать окружающего мира, но он всегда сохраняет связь с гипнотизёром, причём воспринимает его некритически. И здесь параллель между гипнотическим трансом и сабспейсом, в описаниях которого обычно говорят о том, что контакт нижнего с Верхним не только сохраняется, но многократно укрепляется, просится сама. Удовлетворительных объяснений феномену раппорта явно не хватает. Вопрос о природе раппорта вызвал недоумение у психологов, с которыми мы консультировались при составлении этого материала. Для них это само собой разумеется. Авторы будут признательны за ссылки на источники, дающие иные, кроме классической психоаналитической и "резонансной", трактовки природы раппорта.
Фрейд рассматривал (в работе "Психология масс и анализ человеческого Я") весь феномен гипнотического транса как психологический регресс, возврат в детство, поскольку в трансе сознание замирает, как бы засыпает, бессознательное же, наоборот, проявляется; при этом для Фрейда понятия "бессознательное" и "детское" были в некотором роде синонимичными. Гипнотизёр выступает в роли метафизического отца, Сверх-Я. Поэтому отношения между загипнотизированным и гипнотизёром, по мнению Фрейда, имеют сексуальную основу мазохистского (т.е., во фрейдовской трактовке этого понятия, подчинённого) типа, причём возможность удовлетворения исключена, что только укрепляет связь, отсюда и раппорт. Гипнотизёр, в свою очередь, берёт на себя эту роль Родителя, потому Фрейд говорил о гипнозе как о "безумии вдвоём", о "массе из двух тел".
Представление о регрессной природе транса получило новую жизнь с возникновением так называемой трансперсональной психологии и, особенно, с опытами С.Грофа в области холотропного дыхания. Эта психотехника основана на сочетании нескольких факторов: неяркого света, медитации в шавасане, расслабления, воздействия специально подобранной ритмичной музыки и, главное, собственно дыхания, осуществляемого в учащённом ритме и особым способом: интенсивный, мощный вдох - пауза - резкий выдох. Таким образом обеспечивается гипервентиляция лёгких. Холонавты довольно быстро теряют всякую связь с реальностью (вплоть до расслабления сфинктеров) и, по их словам, погружаются в перинатальное состояние и как бы проходят стадии от покоя и уюта эмбриона во чреве матери до травмы родов и шока появления на свет. Эти стадии, соответствующие клиническим этапам прохождения родов, в трансперсональной психологии получили название базовых перинатальных матриц. Школы холотропного дыхания снискали себе дурную славу. Считается, что оно вызывает аддикцию, по своей природе схожую с джоггинг-аддикцией.
Другое объяснение раппорта сводится к тому, что раздражитель, индуцировавший транс, действует не только на загипнотизированного, но и на гипнотизёра. То есть, последний также находится в трансе, просто значительно менее глубоком поскольку "не позволяет себе расслабиться".

Три ложки дёгтя

Первая ложка

Существенная проблема состоит в том, что трактовка сабспейса как транса не объясняет позитивного, вплоть до эйфорического, эмоционального фона, характерного для сабспейсов.
В принципе, взаимосвязь трансовых состояний и обострённого проявления эмоций, безусловно, существует. Считается, что активность правого полушария головного мозга в трансе увеличивается, в то время как активность левого снижается. При этом именно правое полушарие играет ведущую роль в формировании эмоций. Далее возникает соблазн сослаться на гипотезы, согласно которым правое полушарие "отвечает" прежде всего за положительные эмоции, а левое - за отрицательные, и на этом закрыть тему, однако эти гипотезы на сегодняшний день не считаются наукой полностью доказанными. Да и на уровне обыденного знания известно, что не всякий транс является эйфорическим, следовательно, преувеличена значимость "правополушарной" природы либо транса, либо позитивных эмоций.
Если исходить их регрессной природы транса, то интерпретация эмоционального фона не требует задействования научного аппарата и довольствуется простым здравым смыслом. Некритичность восприятия, отказ самостоятельного принятия решений, неустойчивость к стрессу, неспособность отдалить получение удовольствия, актуализация вытесненных желаний возводят эмоции в ранг абсолюта. В том числе и позитивные эмоции (если верить Фрейду и его последователям, эмоции сексуальной природы), которые человек, находящийся в состоянии гипнотического транса, испытывает по отношению к гипнотизёру (негативные эмоции исключены по определению, иначе гипноз был бы невозможен). Затем эмоциональный фон управляется гипнотизёром, а при отсутствии такого управления - просто обостряются те эмоции, которые были "на входе".

Вторая ложка. Эндорфины

На нейрохимическом уровне субстратами эмоций являются нейромедиаторы - гормоны, осуществляющие передачу информации на уровне синапсов нейронов. Важнейшими из них, особенно с нашей точки зрения, являются эндорфины. Эндорфины вырабатываются гипофизом и выполняют множество функций. В том числе, эндорфины помогают организму справляться с болью: их связывание с соответствующими рецепторами тормозит передачу болевых сигналов по нисходящим путям. Кроме того, эндорфины в популярной литературе заслуженно получили название "гормонов счастья": экспериментально подтверждено увеличение их уровня на фоне позитивных эмоций. Кстати, имеются упоминания и о повышении уровня эндорфинов в ответ на активацию тета-ритмов электрической активности головного мозга, которые, в свою очередь, связывают с трансовым состоянием.
Важно отметить, что "работают" нейромедиаторы в обе стороны. Именно такой обратной связью обеспечивается известный парадокс: если заставить себя улыбнуться, настроение, хоть немножко, но поднимется. Таким же образом повышают настроение, например, бананы, содержащие вещества, стимулирующие выработку соответствующих гормонов.
Указанные обстоятельства сами подталкивают к предположению, что эндорфины, вырабатываясь в ответ не болевое воздействие, вызывают состояние эйфории, то есть, в контексте BDSM, сабспейс. Такая гипотеза не лишена изящества, но, увы, в неё никак не вписывается тот простой факт, что сабспейс возникает в ответ отнюдь не на любую боль, а на воздействие, осуществляемое специфическим способом и/или от определённого партнёра и/или в какой-то определённой ситуации. Иными словами, самый отъявленный мазохист вряд ли в состоянии испытать сабспейс от похмельной головной боли.
Кроме того, очень многие мазохисты переживали в детстве, то есть задолго до реального мазохистского опыта, фантазии, воображая сцены пыток, мучений, истязаний (и прежде всего флагелляции!), и эти фантазии были приятными. Исчерпывающе объяснять их возникшей в раннем детстве связкой "боль-удовольствие" (родительская ласка после телесного наказания, эротическая фиксация, возникшая во время телесного наказания, например, на обнажённых интимных частях тела, вообще телесное наказание как странный способ телесной близости родителя и ребёнка) в наше время уже не представляется возможным: представителей моего поколения в детстве, как правило, не пороли.
Ну и, наконец, попросту не все люди, испытывающие сабспейс, - мазохисты.
Картина осложняется тем, что в регуляции как боли, так и эмоций, участвуют не только эндорфины, но и катехоламины, и серотонин, и некоторые другие гормоны. Потому, не отрицая существеннейшей роли эндорфинов, для полноты представления необходимо "разбираться" и с ними.
Здесь небесполезно вспомнить, что предмет нашего рассмотрения лежит в областях, в которых современная наука не имеет исчерпывающих знаний. Эндорфины были открыты в 1975г., и их роль в организме, механизм выработки и действие далеки от полной ясности. Точно так же до сих пор неясна природа трансовых состояний. Так что возникновению удовлетворительных психофизиологических трактовок сабспейса (собственно, и формированию общей теории мазохизма) препятствует не только неизученность предмета (то есть нас, BDSM-еров), но и недостаточность наличного научного знания.

Третья ложка

Третья проблема, которую необходимо решать, если исходить как из "трансовой", так и из "эндорфиновой" гипотез, лежит в сфере этики.
Можно ли "подсесть" на эндорфины, как "подсаживаются" на экзогенные морфины? Если да, то какова природа этой зависимости, является она психологической или физиологической? Известно, что при морфинозависимых наркоманиях снижается уровень естественной выработки эндорфинов, от чего и возникает "ломка" при отказе. Значит ли это, что существует какой-то естественный, потребный организму потолок этого уровня, и если да, не возникнет ли зависимости при систематическом превышении этого потолка? Или же, поскольку "эндорфины" - это не одно вещество, а несколько, схожих между собой по структуре и функциям, но не идентичных, они взаимозаменяемы лишь частично? (В пользу последнего предположения говорит практика реабилитации наркоманов, из которой известно, что йога или фитнес помогают восстановить естественный эндорфиновый фон, а экстремальные виды спорта или холотропное дыхание - нет). Далее, что такое мазохистский Голод - это синдром отказа, схожий с "ломкой", или сигнал организма о хронически пониженном уровне эндорфинов?
Если на эндорфины "подсаживаются", как это соотносится с принципами SSC? Какой степени ответственности за нижнего партнёра требует этот риск? Не обретает ли Верхний партнёр, становящейся по существу "распорядителем эндорфинов", власти не только над телом, но и над личностью нижнего, а если обретает, то как здесь обстоят дела с информированным согласием?
Моральные соображения возникают, и если рассматривать сабспейс как транс. Очень хорошо известно, как можно злоупотреблять наведением транса: например, так, как это делают цыганки на вокзале. Или можно вспомнить религиозные практики, от истории мировых церквей до сект. Даже если исключить злонамеренную манипуляцию, всегда остаётся открытым риск причинения вреда по неосторожности, всё-таки Тематические Топы, при всём пиетете, как правило - не дипломированные психотерапевты. Не говоря уже о том, что гипнотический транс, как отмечено выше, - палка о двух концах, под него попадают оба партнёра. Кстати говоря, в психотерапии для снижения рисков, связанных с потерей терапевтом объективности в отношении к пациенту, с глубоким вживанием его в эту монаду, связанную раппортом, используется супервизия, то есть периодические включение третьего, нейтрального лица. Например, если психотерапевт увидел своего пациента во сне, профессиональная этика обязывает его обратиться за консультацией к коллеге. В Тематических парах, по определению, нет ни императива объективности, некоего "равнодушия" Топа по отношению к боттому, нет и супервизоров (в некоторых западных клубах, правда, существует очень близкий к этому институт Наставничества).
Иными словами, наводя транс, гипнотизёр, хочет он того или нет, получает власть над личностью своего подопечного. Если сабспейс - транс, то Топ - гипнотизёр. А далее снова возникают сформулированные выше вопросы увязки этой фактической власти с принципами SSC и с тем, берёт ли Верхний на себя ответственность, адекватную полученной власти, то есть, в этом случае простирающуюся дальше обеспечения "механической" безопасности сессии.

Заключение

В настоящее время феномен сабспейса не имеет единого удовлетворительного объяснения. Ни с психологической, ни с физиологической точек зрения. Скорее всего, истина лежит где-то посередине - человек слишком сложен для того, чтобы открываться только одним ключиком.
То, что нам известно о сабспейсе, складывается из субъективных описаний и наблюдений как за методами введения в него, так и за людьми, находящимися там. Разумеется, этого недостаточно для создания некоей ультимативной инструкции по введению или вхождению в сабспейс. Этого недостаточно, чтобы описать чёткие и непреложные правила нахождения в сабспейсе. Этого не хватает, чтобы выработать необходимые и достаточные правила безопасности. Но этого вполне достаточно, чтобы с большой степенью вероятности предполагать в какой области знаний о человеке искать ответы.

И искать ответы.

(с) http://my.mail.ru/community/ierarhia/



Не будь жабой! Покорми музу автора комментарием!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы вставить цитату с этой страницы,
выделите её и нажмите на эту строку.

*

Запись прокомментировали 4 человека:

  1. Интересно и отчасти полезно. Думаю, автор статьи вне тематических практик… Но с теорией и разными мнениями практикующих знаком, похоже

    0

  2. С большим интересом прочла. Дело в том, что один из моих нижних мальчиков с поразительной легкостью уходит в сабспейс. Признаки, характерные для транса, в том числе гипнотического характера, присутствуют: расширенные зрачки, потеря способности к внятной речи, элементы возврата в детство(обострение сосательного рефлекса), снижается воспримчивость к боли, полностью теряется чувство времени, иногда он не может вспомнить того, что происходило.
    Конечно, имея на руках такое вот тематическое сокровище, я занялась детальным изучением самого явления, ибо базовый принцип «не навреди» для меня является основополагающим.
    Статья приводит к мысли, что любой сабспейс все же трансовое состояние, при котором возможно более глубокое воздействие Домом на психику саба. И это совсем недурно, потому что внушить своему дорогому мальчишке, что он, например, успешная личность и способен справиться с любой задачей — совсем не лишняя штука).
    Не думаю, что это будет кому-то во вред).
    Попробую)).

    2

  3. Интересная статья. Вызвала удивление фраза «…не все люди, испытывающие сабспейс, — мазохисты». Можно попросить пояснений? Не-тематик тоже может испытать сабспейс? От чего?

    0

    • Как вы, наверное, обратили внимание, автор ни я. У меня только топспейс бывает)))) Но, мне кажется, автор имеет в виду эмоциональное состояние… Понимаете, многие сабы (я по мужчинам больше, так что буду про них, родимых ;)) возбуждаются, причем порой и кончают только от осознания того, что их госпожа получает удовольствие. Они порой и под плетку ложатся ради того, чтобы сделать хозяйке приятное, а не потому что сами мазы. То есть голова и эмоциональный накал — немаловажный фактор сабспейса. ИМХО.

      3